Анализ Указа Президента «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности»

29 января 2021 года Президент КР С. Жапаров подписал указ «О духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности». Разбираем, что содержится в указе.  Акт был принят в целях поддержки направления внутренней политики —   воспитание граждан через усвоение ими высоких моральных норм, традиций, традиционных семейных и общественных ценностей, здорового образа жизни, приобщение к системе общих человеческих ценностей, отражающих богатство, своеобразие и единство культур народов Кыргызстана. Президент в рамках Указа дал рекомендации Правительству, министерствам и ведомствам. 

Правительству рекомендовано: 

  • с широким участием общественности, деятелей культуры, науки и образования, всех заинтересованных сторон до 1 июня 2021 года разработать и внести Концепцию о духовно-нравственном развитии и физическом воспитании личности (разработка концепции согласно Указу Президента должна опираться на принципы: приоритет духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами; приоритет общественных и государственных интересов над индивидуальными и их непротивопоставление и др.); 
  • пересмотреть все действующие нормативные правовые, концептуальные, программные документы в этой сфере на предмет их инвентаризации и приведения в соответствие с разрабатываемой Концепцией. 

Государственным органам культуры, образования, науки и спорта:

  • обеспечить соответствие воспитания в системе образования традиционным культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям, условия для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития граждан, в первую очередь, детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • повысить гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами физической культуры и спорта  и др.
  • Средствам массовой информации:
  • пропагандировать ценности традиционного общества, идеалы семьи, здорового образа жизни, любви к Отечеству и служения народу;
  • продвигать позитивный образ страны на международном уровне.

Указ является одним из целого ряда шагов, предпринятых государством в попытке формализовать абстрактный набор универсальных моральных ценностей в качестве ориентира в стране. Введение таких ценностей в область прав человека может привести к усилению государственных репрессий против гражданского общества, средств массовой информации.

Вопрос вызывают как сами ссылки на традиционные ценности, так и рекомендация СМИ «пропагандировать ценности традиционного общества». Для Кыргызстана, где развивается плюрализм, это может означать несколько скачков назад, в прошлое.

Как известно, для традиционных обществ характерны отсутствие политических свобод, закрытые социальные структуры, авторитаризм, низкая социальная мобильность, в них не приветствуется свобода индивидуальных действий, а ценится место в жесткой сословной/ клановой иерархии.

Международное право прав человека определяет, что «общественная мораль» не является устойчивым понятием, она меняется с течением времени и, таким образом, не может быть удовлетворена путем ссылки на предыдущую практику. Под «предыдущей практикой» подразумеваются ссылки на «традиции того или иного общества», которые часто служат инструментом манипуляции.

Кроме того, понятие каких-либо ценностей, всегда должно толковаться с учетом универсального характера прав человека и не основываться на принципах, вытекающих из одной традиции. Во-вторых, задача СМИ предоставлять объективную информацию, укреплять плюрализм, защиту свободы выражения прав всех людей на основе равного обращения и недискриминации, соответствующий демократическому государству и обществу, а не заниматься пропагандой гипотетических устоев обществ присущих доиндустриальной эпохе. Выстраивание традиционалистских нарративов посредством СМИ может поощрять цензуру и попирать стандарты профессиональной журналистики.

Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) признает, что соображения общественной нравственности, в ее узком смысле, могут служить законными основаниями для временного ограничения некоторых прав. Но эти соображения не должны становиться ширмой для предрассудков или отождествляться с мнением большинства, не должны становиться предлогом для нарушения положений Пакта о недопустимости дискриминации. Декларация об искоренении насилия в отношении женщин гласит о том, что государства должны осудить насилие в отношении женщин и не должны ссылаться ни на какие обычаи, традиции или религиозные мотивы для уклонения от выполнения своих обязательств в отношении его искоренения. 

Статья 37 Конституции КР гласит: “В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, не ущемляющие права и свободы человека, поддерживаются государством.” Обычаи и традиции, часто используется для оправдания дискриминации и ограничения в правах — особенно по отношению к женщинам, детям, этническим и религиозным меньшинствам, ЛГБТ+ людям — и легко становится орудием в руках власти, принявших курс на подавление каких-либо конкретных групп или на отмену более широких социальных, политических и правовых свобод. В соответствии со статьей 16 Конституции КР, никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств. 

Примером оправдания нарушений прав человека и дискриминации на основе традиционных ценностей могут служить кейсы: 

  • В мае 2018 года Бурулай Турдалы кызы похитили с целью вступления в брак. Ее и похитителя привезли в здание милиции, где позже он ее убил. Практику “ала-качуу” часто оправдывают традицией;
  • Во время пандемии COVID-19 домашнее насилие выросло на 65%. Зачастую женщины, сталкивающиеся с домашним насилием боятся осуждения или сталкиваются с осуждением в случае обращения в милицию или подачи на развод. Зачастую женщин, сталкивающихся с насилием призывают “потерпеть”, “простить”, ссылаясь на традиционные ценности;
  • 2 декабря 2019 года в здании Министерства культуры, информации и туризма Кыргызской Республики была проведена пресс-конференция с участием журналистов, активистов и членов Общественного движения «Кырк чоро». На пресс-конференции были озвучены предложения со стороны активистов о принятии мер в отношении организаторов Феминнале современного искусства и закрытия выставки. 3 декабря 2019 года по распоряжению Министра культуры, информации и туризма КР Жаманкулова А.К. были сняты с экспозиции шесть работ;
  • Нападение на активисток 8 марта и разгон мирного марша за права женщин в 2020 году;
  • Акция «Белгилуу маршрут. Укуктан биринчи улут турат» (пер. Известный маршрут. Нация выше прав), которая прошла участием гражданских активистов и министра культуры, информации и туризма КР Жаманкулова А.К. 9 декабря 2020 года в городе Бишкеке;
  • Дискриминация и насилие над ЛГБТ+ людьми (корректирующее изнасилование, отсутствие у транс*людей права менять гендерный маркер, нарушение права на получение медицинской помощи в связи с гомофобией и трансфобией и др.). 

Немаловажным в указе является и рекомендации к СМИ. Согласно статьи 31. Конституции КР, каждый имеет право на свободу выражения своего мнения, свободу слова и печати и никто не может быть принужден к выражению своего мнения или отказу от него, за исключением пропаганды национальной, этнической, расовой, религиозной ненависти, гендерного и иного социального превосходства, призывающая к дискриминации, вражде или насилию. Также закон “О средствах массовой информации” от 2 июля 1992 года №938-XII запрещает цензуру. 

Также вопросы вызывает пересмотр действующих нормативных правовых актов и других документов. Инвентаризация нормативных правовых актов проводится в соответствии с Постановлением Правительства КР от  4 июня 2018 года № 265 межведомственной комиссией, а государственные органы на постоянной основе проводят анализ нормативных правовых актов. По мере необходимости, но не реже одного раза в квартал, могут вносить на рассмотрение межведомственной комиссии проекты нормативных правовых актов. 

Проекты нормативных правовых актов должны соответствовать требованиям таким как:

1) полнота соответствия Конституции Кыргызской Республики;

2) полнота правового регулирования вопроса;

3) отсутствие излишнего правового регулирования вопроса;

4) отсутствие в них противоречий и коллизий;

5) минимизация возникновения коррупционных рисков;

6) соответствие нормотворческой технике и процедурам принятия. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *