Антидискриминационное законодательство в Кыргызстане: необходимость и обязательства

Никто не может подвергаться дискриминации

Статья 16 Конституции Кыргызской Республики гласит, что никто не может подвергаться дискриминации. Запрет на дискриминацию присутствует в трудовом кодексе, в законе о ВИЧ\СПИДЕ, в законе о государственных гарантиях равных прав и возможностей для мужчин и женщин, и в других нормативно – правовых актах. 

При этом, в законодательстве Кыргызстана отсутствует определение дискриминации, полный список ее форм, и ответственность за нее. Из-за этого государство не может в полной мере защищать граждан от дискриминации.

Коалиция за Равенство неоднократно призывала власти Кыргызстана в скорейшем времени принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, которое будет отвечать международным стандартам. Гражданские инициативы свидетельствуют о многочисленных случаях дискриминации в стране и невозможности получить защиту от нее.

Международные обязательства

Кыргызская Республика является участницей международных договоров ООН, что накладывает на нее международные обязательства по соблюдению прав человека. 

Универсальный периодический обзор (УПО) – 

Это механизм Совета по правам человека, в рамках которого раз в четыре года проводятся обзоры выполнения обязательств в области прав человека государствами – членами ООН. 

Кыргызстан трижды отчитывался в рамках УПО. Третий цикл УПО прошел в январе 2020 года. Кыргызстан получил 27 рекомендаций от 26 стран о необходимости активных действий по противодействию дискриминации, 16 из который содержали прямое упоминание необходимости принятия законодательных норм по противодействию дискриминации.

В своем докладе Кыргызстан упоминает разработку закона «Об обеспечении Равенства». При этом, не принимает рекомендации от стран – участниц ООН, касающихся антидискриминационного закона. Позиция Кыргызстана противоречива: упоминать разработку закона и отказываться его принимать.  

В том же докладе, Кыргызстан заявляет, что антидискриминационные нормы заложены в Конституции и конкретизированы в ряде законов. Для примера, в отчете приводится отягчающее наказание за совершение преступления на почве расовой, этнической, национальной, религиозной или межрегиональной вражды (ст 75 УК, 53 КоП). Однако, преступление, основанное на почве вражды является преступлением на почве ненависти, но не дискриминацией. Соответственно, приведенные Кыргызстаном нормы не защищают граждан от дискриминации. 

Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ)

В 2015 году, в рамках четвертого цикла КЛДЖ, комитет настоятельно призвал Кыргызстан принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, запрещающее дискриминацию по всем признакам. Кыргызстан подал пятый периодический доклад в КЛДЖ, в котором должен был рассказать о том, как исполняются международные обязательства. 

В 2019 году, Кыргызстан подал пятый периодический доклад, затем КЛДЖ опубликовал список вопросов на основании доклада. Комитет попросил Кыргызстан рассказать о том, какие шаги были предприняты для разработки и принятия антидискриминационного закона. В Ответах КР на перечень тем и вопросов в связи с рассмотрением ее пятого периодического доклада, нет информации по антидискриминационному закону. 

Комитет по ликвидации расовой дискриминации

Комитет по ликвидации расовой дискриминации в 2018 году опубликовал Заключительные замечания по объединенным восьмому – десятом периодическому докладу КР. В своих замечаниях, комитет выразил беспокойство, что антидискриминационное законодательство все еще отсутствует в стране, несмотря на то, что делегация Кыргызстана не возражала против рекомендации разработать такой закон (см. CERD/C/KGZ/CO/5-7, para 15). 

Комитет по Правам Человека

В 2014 году Комитет выразил обеспокоенность отсутствием антидискриминационного законодательства. Кыргызстан представил третий периодический доклад в 2020 году. В нем Кыргызстан, также как и в докладе в УПО ссылается на нормы Конституции, запрещающие дискриминацию. При этом, Кыргызстан не отвечает, почему до сих пор не принято антидискриминационное законодательство и как норма в Конституции, без механизма защиты может работать. Следом за этим, Комитет подготовил список вопросов, где уточнят планирует ли Кыргызстан принять всеобъемлющее антидискриминационное законодательство. 

Почему антидискриминационный закон необходим?

Кыргызстан признает, что дискриминации не должно быть места в нашем обществе. Эти нормы заложены в Конституции – документе, имеющим высшую юридическую силу. Однако Конституция определяет основные цели создания государства, ее принципы и правовую, экономическую, политическую систему. Сама Конституция не включает в себя механизмы, необходимые для ее соблюдения. Поэтому у нас есть другие нормативно-правовые акты: кодексы, распоряжения, законы и др. Они регулируют исполнение Конституционных принципов.

Пример:

Статья 21 Конституции гласит, что каждый имеет право на жизнь и никто не может быть произвольно лишен жизни. В уголовном кодексе есть статья 130 – убийство, на случай, если это право будет нарушено. В статье есть определение убийства, наказание за него и отягчающие обстоятельства. В других статьях есть виды убийства: в состоянии аффекта, при превышении пределов необходимой самообороны, доведения до самоубийства и другие. Каждый вид убийства описан и имеет разный уровень наказания. 

То же самое должно быть с правом на недискриминацию. Недостаточно заявить, что она неприемлема в нашей стране, необходимо дать ее определение, расписать ее формы и ввести ответственность для тех, кто совершил дискриминацию. Все это должно быть включено в антидискриминационный закон и внесены изменения в соответствующие нормативно-правовые акты. 

Заключение

В целом, Кыргызстан в своих докладах в комитеты ООН признает, что дискриминации нет места в стране и необходимы решительные действия по противодействию дискриминации. В 2013 году, Комитет по ликвидации расовой дискриминации рекомендовал Кыргызстану разработать антидискриминационный закон, делегация Кыргызстана не возражала. В 2020 году в докладе в УПО Кыргызстан упоминает разработку подобного закона, но не принимает рекомендации стран – участниц ООН, касающихся антидискриминационного закона. В других докладах, Кыргызстан крайне уклончиво отвечает о позиции в отношении антидискриминационного закона и ссылается на статьи Конституции, запрещающие дискриминацию, а также статьи из уголовного кодекса, которые касаются преступлений на почве ненависти, но не дискриминации. 

Если Кыргызстан примет всеобъемлющее антидискриминационное законодательство, которое будет соответствовать международным стандартам, то люди в Кыргызстане смогут искать защиту от дискриминации. Это повысит доверие к Кыргызстану от международного сообщества и повысит авторитет страны на международной арене.