ПАРЛАМЕНТ КЫРГЫЗСТАНА НЕ ДОЛЖЕН ДОПУСТИТЬ ВВЕДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЦЕНЗУРЫ

Коалиция за Равенство призывает депутатов Жогорку Кенеша КР не поддерживать законодательную инициативу «О манипулировании информацией», которая обсуждается в парламенте и отозвать этот проект. 

14 мая 2020 года на официальном сайте Жогорку Кенеша размещен проект закона КР «О манипулировании информацией». В качестве инициатора выступает один депутат Жогорку Кенеша Г.Асылбаева. В справке-обосновании в качестве инициатора также указана фамилия депутата А.Осмоновой. 

На данный момент законопроект продвигается с нарушением процедур, прописанных в регламенте ЖК КР. 

Согласно статье 55, между чтениями законопроекта должно проходить не менее 10 дней. Но второе и третье чтение проводят спустя всего 4 дня после первого чтения.

Cabar.asia написали о том, почему принятие данного закона — это плохо:

В законопроекте:

  • не прописано как и на каком основании будет решаться вопрос о признании информации недостоверной и ложной. А значит, государство сможет принимать решения избирательно, по своему усмотрению;
  • указано, что ограничение и запрет доступа к информации будут регулироваться подзаконным актом, а это нарушение Конституции Кыргызстана, где говорится, что ограничение прав и свобод должно определяться законом;
  • не прописано, каким образом провайдеры смогут обеспечить ограничение доступа к информации в социальных сетях.

Следить за исполнением закона будет специально созданный госорган. Однако есть ли в бюджете деньги на его содержание – не уточняется. В условиях кризиса, когда в бюджете, по прогнозам правительства, ожидается дефицит в 28 млрд сомов (365,4 млн долларов США), неизвестно откуда будут брать финансовые ресурсы на новое ведомство.

Еще из минусов – дополнительная нагрузка на провайдеров, скорее всего, повысит стоимость интернета. 

Школа миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии в своём обращении также отметили, что предлагаемые нормы об ограничении доступа к ложной и недостоверной информации, на деле не что иное, как попытка контролировать и цензурировать онлайн контент. 

Существует реальная опасность, что регулирование « уполномоченным государственным органом» (как это указано в законопроекте), серьезно ограничит свободу выражения мнений и будет подавлять критиков. 

Тем более непонятно, как орган, наделенный полномочиями, будет квалифицировать обнаруженный контент, для которого потребуется, по меньшей мере, комплексная гуманитарная экспертиза. 

«Решать проблемы с фейками надо через укрепление доверия к информации, распространение надежных новостей, повышение медиаграмотности и обучение новой медиакультуре, а не посредством чрезмерных ограничений и санкции, — говорит Инга Сикорская, программный директор Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА (Бишкек). – В борьбе с дезинформацией не стоит использовать «плохие» практики, как это делается в рамках расплывчатых законов о разжигании розни и антиэкстремизма, когда любой пользователь может пострадать за свое высказывание». 

В сложный период пандемии и кризиса, когда кыргызстанское общество озабочено выживанием и борьбой за свое будущее, мы призываем депутатов отозвать этот законопроект и сконцентрироваться на решении жизненно важных экономических и социальных вопросах страны. 

Свободная информация и свободные медиа позволяют обличать коррупцию, проливать свет на другие нарушения, поэтому доступ к информации надо рассматривать в качестве основы, на которой базируется демократическое общество.