Доклад о дискриминации в публичном дискурсе КР

В опубликованном сегодня пилотном исследовании «Дискриминация и нетерпимость в публичном дискурсе Кыргызстана» приводятся данные мониторинга и анализа медийного отношения к представителям разных социальных групп, рассматривается изображение этих людей в СМИ и социальных сетях Кыргызстана, транслирование их образов на аудиторию, изучаются мнения респондентов и формирование дискриминационного дискурса в разных общественно-политических контекстах.

Исследование проведено в 2019 году группой экспертов Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА в рамках деятельности Коалиции за равенство Кыргызской Республики.

Представленные в докладе примеры сопровождаются пояснениями и квалификацией дискриминационной лексики.

Несмотря на то, что в предыдущие годы в медиасфере несколько снизился уровень языка вражды, ряд проблем, стимулирующих нетерпимость остается и вызывает обеспокоенность.

Например, в Кыргызской Республике, до сих пор нет антидискриминационного законодательства, через публичный дискурс наблюдается отрицание в обществе существующих явлений дискриминации и связанных с ней идеологий с применением избирательной ксенофобии.

Кроме уже известных форм контентной дискриминации, таких как, ксенофобные стереотипы и стигматизация групп, исследователи выявили недостаточную представленность меньшинств и людей из разных социальных слоев в публичных дискуссиях и медиасфере, а также осуждение людей и активистов, бросающих вызов ксенофобным практикам в Кыргызстане.

Данные и выводы позволят в дальнейшем отслеживать структурные и дискурсивные изменения.

На основании результатов, полученных в ходе медиамониторингов, экспертизы контента, анализа среды и опросов респондентов, эксперты разработали пакет рекомендаций для борьбы с дискриминационными формами дискурса в КР.

«Равенство достижимо только тогда, когда есть механизмы для его отстаивания, — говорит Надира Масюмова, координатор Коалиции за равенство в КР. — Доклад о дискриминации в публичном дискурсе очередное доказательство необходимости скорейшего принятия антидискриминационного закона в Кыргызстане».

Учитывая выводы, полученные в ходе пилотного исследования «Дискриминация и нетерпимость в публичном дискурсе Кыргызстана в 2019 году» для преодоления дискриминационного дискурса и снижения ксенофобии в обществе, на основании общих выводов рекомендуется:

Проводить работу над скорейшим принятием всеобъемлющего антидискриминационного законодательства, которое поможет защитить меньшинства и социальные группы от нетерпимости, насилия и стигматизации и улучшить ситуацию с правами человека в Кыргызстане. 

Борьба с преодолением нетерпимости и дискриминации в публичном дискурсе, медиа, Интернете и в естественной среде должна вестись комплексно. Для этого потребуются интервенции на индивидуальном и институциональном уровне, инвестиции и время. На ближайшую перспективу возможно создание антидискриминационной структуры через наращивание потенциала по различным направлениям, что в долгосрочной перспективе будет стимулировать изменения на институциональном уровне.

Рекомендации государственным органам:

  • ускорить принятие модернизированной Концепции «Кыргыз жараны», в основе которой должно находиться понимание сообщества людей, вне зависимости от их этнической принадлежности, объединенное общей культурной и исторической самоидентификацией, сформированной на основе государствообразующего этноса; внедрять практики мультикультурализма для равноправного сосуществование групп — носителей различных культурных (и исторических и др.) идентичностей;
  • принять меры для реализации конституционных норм в том, что никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств; 
  • разработать национальную программу по недискриминации;
  • внедрить практику антидискриминационной экспертизы для всех законопроектов и нормативно-правовых актов в КР;
  • работать над вовлеченностью этнических и других меньшинств и представителей социальных групп в государственную, муниципальную службы, особенно силовые структуры, так как 20% из 27% этнических меньшинств, проживающих в КР недопредоставлены во всех сферах;
  • принять меры по обеспечению законного права этнических меньшинств участвовать в предстоящих парламентских выборах по партийному списку в соответствии с Конституционным законом о выборах (пункт 3 статьи 60), который требует, чтобы партийный список содержал «не менее 15 процентов граждан разных этнических групп»;
  • осуществлять специальную подготовку сотрудников в Комиссии по этике государственных служащих по противодействию и недопущению языка ненависти и недискриминации в публичном дискурсе; особую работу проводить с сотрудниками РОВД и отдела по противодействию преступлениям против общественной нравственности (отдел нравов).
  • изучить возможность обновления образовательных программ по толерантности, недискриминации и прав человека в детских садах и общеобразовательных школах; включить в учебные программы факультетов журналистики компоненты по многообразию с фокусом на современные инструменты преодоления языка ненависти и саморегулирования;
  • содействовать поощрению свободы выражения в СМИ, Интернете и публичном дискурсе через создание плюрализма, повышение культуры, образования и интеллектуального потенциала демократического общества.

 Рекомендации гражданскому обществу:

  •    стимулировать и поддерживать этническое, религиозное, гендерное, социальное и другое многообразие в своих коллективах, подавая пример недискриминации и мультикультурализма;
  •   принимать активное участие в создании антидискриминационной структуры в Кыргызстане, содействовать властям в разработке программ по недискриминации в разных сферах;
  •   проводить постоянные мониторинги дискриминации в различных сферах и на основе выводов работать по смягчению ксенофобии в обществе;
  •   организовывать медиа- и просветительские кампании по повышению осведомленности общества по недискриминации, проводить тренинги и общественные дискуссии по этому вопросу;
  •   повышать осведомленность в обществе о праве на свободу выражения и об уровне ответственности при реализации этого права;
  •   работать с интернет-сообществом над практиками толерантных речевых стратегий, направленных на смягчение языка ненависти в социальных сетях и на форумах.

Рекомендации СМИ:

  • создавать многообразие в редакциях;
  • усовершенствовать редакционную политику, обновить редакционные инструкции с фокусом на поощрение многообразия, преодоление дискриминационной лексики в репортажах, работу репортеров при освещении конфликтно-чувствительной тематики; 
  • постоянно повышать профессиональную квалификацию журналистов, используя современные методы и инструменты, работу с открытыми данными;
  • создавать материалы о многообразии общества, вкладе меньшинств и других социальных групп в развитие страны; просвещать аудиторию о многообразии и правах человека; проводить журналистские расследования о фактах дискриминации в отношении этнических, религиозных, гендерных меньшинств и других социальных групп, показывая последствия дискриминации для общества;
  • создать механизмы саморегулирования по преодолению языка ненависти в медиа и следовать правилам на практике.

Рекомендации донорским агентствам и международным организациям:

  • содействовать постоянному мониторингу и исследованию дискриминации в публичном дискурсе Кыргызстана; рассмотреть возможность финансирования подобных инициатив для формирования регулярно обновляемой базы данных по ксенофобии и нетерпимости;
  • содействовать разработке государственной программы равенства и недискриминации, принятию и имплементации антидискриминационного законодательства;
  • поддерживать правозащитные инициативы поощрения многообразия, искоренения речей ненависти, продвижения плюрализма и свободы выражения на базе международных стандартов.